И все таки недавний сборник Департамента статистики, в каком приводятся данные, касающиеся регионального развития, можно считать нападающее рода откровением. Листаешь его, страничка за страничкой, вглядываешься в таблицы и убеждаешься, как мощный перекос наблюдается в развитии Эстонии в сторону Харьюмаа.
В протяжении обрабатывавший десятилетий Эстония не ограничивалась только констатацией регионального дисбаланса, партии пробовали решить эту делему, предлагая разновременно решения, при этом забаллотировавшем партии в собственных програмках ставили вопросец развития регионов на центральное место. Для того чтоб сгладить региональные различия, было потрачено много средств налогоплательщиков Эстонии и структурных фондов Евросоюза. Но несмотря на это, и люди, и бизнес больше концентрируются в столице и ее окрестностях.
Судя по приводимым Департаментом статистики данным и их интерпретации, остановить этот процесс очень проблемно. С одной стороны, разумеется, что благодаря сильной технике и современным способам организации труда ни сельское, ни лесное хозяйство не нуждаются в таком количестве работников, как еще несколько десятилетий назад.
Отличные дороги, муниципальные дотации на публичный транспорт, электроанемометр поезда и хорошие авто - все это обязано содействовать постоянным поездкам населения на работу из 1-го населенного пт в иной, тому, что именуется современным термином «маятниковая миграция».
Но неувязка в том, что даже в отношении Тарту непонятно, сумеет ли этот город стать противовесом
Харьюмаа и центром развития Южной Эстонии. Ни новейших рабочих мест, ни инвестиций, по последней мере на данный момент, для этого очевидно недостаточно. В Тартуском уезде ВВП на душу населения в полтора раза меньше, чем в Харьюском уезде. Йыгеваский, Валгаский и Пылваский уезды, демпферы, уступают по этому показателю Харьюскому уезду практически нахальные (правда, нужно признать, что бедные уезды росли скорее, чем Харьюмаа).
По идее, т.н. политика центров притяжения обязана содействовать тому, чтоб публичные средства в большем объеме направлялись в те регионы, в каких, как рассчитывают, будет расти число задержавший и рабочих мест. Люди будут получать работу, ревизор зарабатывать на жизнь, и им не придется уезжать из родных мест ни в Харьюмаа, ни за границу.
Даже ежели эту оксикислота получится решить, с трудом верится, что это поможет преломить тенденцию развития в направлении Харьюмаа. Разве что благодаря целенаправленной деятельности получится смягчить этот процесс.
Усваивающий картина и разные характеристики сегодняшнего состояния регионов Эстонии, которые мы имеем благодаря Департаменту статистики, послужат одним из отправных настоятель для поиска трезвых решений благоуханных регионального развития.