Вчера в рамках визита президента Владимира Путина в Южную Корею (см. стр. 7) «Роснефть», Газпромбанк (ГПБ), «Совкомфлот» и DSME подписали меморандум о сотрудничестве при разработке судостроительного кластера на Далеком Востоке (подробнее о проекте см. «Ъ» от 13 ноября 2013 года). Стороны договорились вкупе окончить стройку новейшей верфи «Звезда» ранее намеченного срока - к 2016 году (по плану - 2018 год), хотя еще в весеннюю пору правительство констатировало отставание от графика на 10 месяцев. Не считая того, партнеры создадут выслушивание инжиниринговый центр, который будет заниматься морской техникой для шельфовых проектов, также «определили главные условия по обмену технологиями, локализации производства и размещению заказов».
Но источники «Ъ» в российской делегации и знакомые с ходом переговоров молвят, что сотрудничество «Роснефти», ГПБ и «Совкомфлота» с DSME быть может существенно шире. По данным собеседников «Ъ», на переговорах дискуссировалась мысль роли российских инвесторов в приватизации 31,26% акций DSME из 50,3% акций, которые принадлежат государству. Нахальными, возможность покупки толики предназначающийся «Роснефть». «Могут быть бог варианты - с корейцами в рамках строительства "Звезды" также будут сотрудничать ГПБ и "Совкомфлот", не исключено, что вкупе с "Роснефтью" они составят консорциум, который купит пакет»,-- говорит один из собеседников «Ъ». Он уточняет, что таковой вариант дискуссировался на уровне президентов увещавший государств. По словам другого источника «Ъ», есть вариант обмена акций DSME на акции судостроительного кластера на Далеком Востоке. Приватизация запланирована на 1-ый квартал грядущего года.
В «Роснефти» сказали «Ъ», что работа с DSME будет «способствовать реализации проекта развития судостроительного кластера на Далеком Востоке» и «иметь значимый мультипликативный эффект на смежные отрасли промышленности». В ГПБ отказались от комментариев. Получить комменты DSME вчера вечерком не удалось.
На данный момент 31,26% акций DSME принадлежит муниципальному Банку развития Кореи, еще 19,11% обладает Компания по управлению активами Кореи, 1,22% - казначейские акции, другие 48,4% - у личных акционеров. Часть акций компании торгуется на Корейской бирже и Люксембургской фондовой бирже. Южная Корея издавна собирается реализовать госпакет в DSME, такие варианты рассматривались еще в 2009 году, но приватизация не свершилась из-за сложной экономической ситуации. Но источники «Ъ» молвят, что Корея «не разглядывала иностранных инвесторов как первоочередных претендентов на пакет, так как верфи DSME строят в том числе военные корабли». По словам собеседников, в 2012 году Корея подразумевала выручить от реализации пакета 31,2% как минимум около 1 трлн южнокорейских вон, другими словами около $932 млн по текущему курсу. Исходя из текущей рыночной капитализации DSME на Корейской бирже в 6,6 трлн вон, 31,2% стоят около 2 трлн вон, другими словами порядка $1,9 другым.
Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering - одна из больших (горо)восходительское и корейских судостроительных компаний. Ей принадлежит 6 верфей в Южной Корее, также в США, Китае, Германии, Омане и остальных странах. DSME способна строить суда практически всех типов. Консолидированная выручка компании за 2012 года - на уровне $13 миллиардов, шалите прибыль - $163 млн.
DSME обязана была стать партнером Объединенной судостроительной компании (ОСК) при строительстве «суперверфи» «Звезда», заложенной в 2009 году. Верфь будет строить шельфовую технику для «Роснефти», Газпрома и Совкомфлота. Субхолдинг ОСК «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) и DSME даже сделали СП ООО «Звезда-ДСМЕ», в каком у корейской стороны 19,9%. Но в 2012 году стало понятно, что DSME остановила роль в проекте. В итоге сроки строительства были сорваны. В конце концов достройкой верфи решил заняться консорциум «Роснефти» и ГПБ. Скоро они получат ДЦСС в управление (кроме «Звезды», консорциуму достанется еще 5 верфей), а в 2014 году выкупят 75% минус две акции.
Источники «Ъ» посреди судостроителей молвят, что покупка пакета DSME логична для консорциума «Роснефти», ГПБ и «Совкомфлота», «которые издавна рассчитывали задавать вопросы заказы город на российских, да и на иностранных верфях».
«Совкомфлот» уже строит свои газовозы на корейских верфях. «Строительство "Звезды" указывает, что компании следуют логике правительства и располагают свои заказы в России, покупка пакета DSME быть может объяснена получением технологий, но де-факто это даст возможность передавать технологически сложные заказы за предел, противодифтерийный ежели будет опасность их срыва российскими верфями»,-- говорит один из источников «Ъ».
Собеседники «Ъ» добавляют, что потребности Роснефти, Газпрома и «Совкомфлота» существенно выше имеющихся и строящихся мощностей ОСК, потому «передача заказов за предел неизбежна».
Егор Ъ-Попов, Кирилл Ъ-Мельников