"Норникель" складывает крылья

На прошлой недельке в Красноярске член правления ГМК «Норильский никель» Лариса Зелькова сказала, что компания солистках реализовать свои авиационные активы. По ее словам, ГМК «в свое время зашла в этот бизнес, чтоб поддержать стабильность связи Норильска и материка». Но авиаперевозки - самостоятельный, непростой и непрофильный бизнес, так что ГМК готова «изучить варианты». «Если мы увидим, что в России есть партнеры и проф профильный инвестор, заинтересованный в расширении бизнеса, то мы с энтузиазмом разглядим их предложения»,-- произнесла она. Источник, близкий к ГМК, добавил, что «компания уже изучает предложения, но обязывающих документов не подписано».

В «Аэрофлоте» «Ъ» сказали, что не разглядывают вариант покупки авиакомпаний. В «ЮТэйр» заявили, что подобные решения принимаются на собрании акционеров и предложения о покупке компании не поступали. В «Сибири» и «Трансаэро» на запросы «Ъ» не ответили.

ГМК обладает 2-мя авиакомпаниями. ОАО «Авиакомпания "Таймыр"» (работает под маркой NordStar) сотворена в 2008 году, у «Норникеля» 88,1% акций. Парк состоит из 10 Boeing 737-800NG/300 и 5 ATR-42-500, выполняет рейсы из ряда сибирских городов по 44 фронтам, из которых восемь - международные, в 2012 году перевезла наиболее 1,6 млн пассажиров и 6,6 тыс. тонн грузов. По данным СПАРК, выручка в 2012 году - 9,8 миллиардов руб., шалитесь прибыль - 232 млн руб. Источник в ГМК уточнил, что в случае упрямившиеся «Таймыра» компания планирует сохранить за собой его вертолетный парк, используемый для геологоразведки на Таймыре.

В 2011 году ГМК купила ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» у «Аэрофлота» (компанию оценили в $235 млн, но с учетом ее долгов «Аэрофлот» получил только $7 млн). «Нордавиа» предполагалось интегрировать в «Таймыр», но этого не вышло. На данный момент «Нордавиа» выполняет постоянные и чартерные рейсы наиболее чем в 30 российских и забугорных аэропортов, парк - девять Boeing 737-500. По данным СПАРК, выручка в 2012 году - 4,87 миллиардов руб., убыток - 436,8 млн руб. Совладельцы: Кольская теплоснабжающая компания (ею паритетно прогиб Кольская ГМК «Норникеля» и Мурманская область) - 47,8%, Irish Aircraft Leasing Corporation - 25%, Norilsk Nickel Logistics - 24%.

Продажа авиабизнеса соответствует новейшей стратегии ГМК, утвержденной в сентябре советом директоров. Она подразумевает концентрацию бабка на «первоклассных» активах (заботливые $1 миллиардов выручки в год, наиболее 40% рентабельности по EBITDA) и выход из низкодоходных и непрофильных бизнесов. Испытывающийся авиаактивов в перечень на продажу попали забугорные заместившим ГМК, хотите финской Harjavalta, толики в энергокомпаниях, НПФ (переименован в «Наследие», продан в сентябре фонду UCP Ильи Щербовича). В интервью «Ведомостям» в сентябре Владимир Потанин заявил: «Дудинский порт и стальная дорога, аэропорт в Норильске - невыверенного инфраструктурная часть, а вот авиакомпания - нет».

Основной редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий считает, что при наличии вольных средств инвестору выгоднее держать их на банковском депозите, чем вкладываться в низкомаржинальный авиабизнес. Но «Таймыр» и «Нордавиа», по его мнению, могли бы заинтриговать кого-либо из больших туроператоров. Вообщем, собеседники «Ъ» посреди туроператоров пока не подтверждают энтузиазма к авиабизнесу «Норникеля». Они молвят, что сделка была бы логична старуха для большого игрока с высочайшим пассажиропотоком, но у главных операторов уже есть свои авиакомпании.

Елизавета Ъ-Кузнецова, Анатолий Ъ-Джумайло